Шедевры камерной музыки. Брух, Шуман - Купить билет на UFAKONCERT.RU

ПО ПЕРЕНОСАМ, ОТМЕНАМ И ВОЗВРАТУ БИЛЕТОВ

ОБРАЩАТЬСЯ НА UFAKONCERT@MAIL.RU

Шедевры камерной музыки. Брух, Шуман

16 Янв, 19:00
Уфа
ГКЗ "Башкортостан"
1200 - 1500 руб.
Купить билет

Национальный симфонический оркестр РБ представляет Концерт камерной музыки

Солисты:

Артур Назиуллин (кларнет)
Айгуль Муратова (альт)
Дмитрий Крюков (фортепиано)

В программе прозвучат шедевры камерной музыки:

  • М. Брух. 8 пьес для кларнета, альта и фортепиано
  • Р. Шуман. 5 пьес в народном стиле для кларнета и фортепиано

Атмосфера, камерность и праздничное настроение: в новогодние праздники прозвучат жемчужины музыкального искусства в исполнении музыкантов мирового уровня! Концерт скорее напомнит встречу старых друзей: в уютной обстановке концертного зала гостей погрузят в творческую атмосферу композиторов разных эпох. В программе прозвучат шедевры камерной музыки в уникальном исполнении: в редком сочетании тембров кларнета и фортепиано. Услышать эту музыку в исполнении артистов мирового уровня – настоящая удача!

В этот вечер на сцене выступит уникальный дуэт двух руководителей Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан: солист программ Московской государственной академической филармонии, директор Госоркестра, народный артист РБ, лауреат Государственной премии имени Салавата Юлаева Артур НАЗИУЛЛИН (кларнет) и главный дирижер Госоркестра, заслуженный артист РБ, лауреат Государственной премии имени Салавата Юлаева Дмитрий КРЮКОВ (фортепиано).

Последователь школы Мендельсона и Шумана, Макс Брух по своему творческому складу и темпераменту был художником лирико-эпического плана. Драматическая стихия была ему чужда. Он старался писать музыку максимально доступную, ясную, мелодически выразительную, стройную и уравновешенную по форме. В поздние годы композитор, вдохновленный опытами своего коллеги Иоганнеса Брамса, музыкой которого он восхищался всю жизнь, обратился к кларнету, написав в 1911 и 1910 годах Концерт для альта, кларнета и оркестра, а также 8 пьес для кларнета, альта и фортепиано. Вместо виолончели Брух выбрал альт, возможно, благодаря большей родственности этого инструмента скрипке, для которой он написал свои лучшие произведения. При этом ему пришлось писать партии и для инструмента, которого он предпочитал избегать на протяжении почти всей жизни, — фортепиано (интересно, что сам композитор был пианистом, а не скрипачом). Почти все восемь пьес, за исключением одной, написаны в минорных тональностях и отражают то лучшее, что присуще музыке Бруха: изысканный мелодизм, печальную грацию, прозрачность и легкость музыкального языка, напоминающего манеру письма Мендельсона, уклон в нежный, ностальгический романтизм. Брух изумительно выстраивает взаимодействие трех инструментов: ни в одной из пьес не создается впечатление, что какой-то из них звучит слишком много или слишком мало, в ущерб другим. В сумрачном Andante фа минор проявилась любовь Бруха к румынским народным мелодиям, в более порывистом Andante con moto соль минор звучат лучшие темы, когда-либо написанные композитором. Allegro Agitato ре минор и Allegro vivace ma non troppo Си-бемоль мажор создают почти что мендельсоновское настроение и заметно контрастируют с печальными осенними настроениями шести других пьес. В сочинении для кларнета заметно влияние Брамса, хотя оно никоим образом не мешает проявиться собственному лицу Бруха.

Пять пьес в народном стиле Роберта Шумана предназначены для виолончели с фортепиано и посвящены виолончелисту Андреасу Грабау, однако существует переложение для кларнета и фортепиано. Эти художественные пьесы-миниатюры, при всем своеобразии каждой из них, образуют цикл, объединенный даже тональным планом: а—F—а—D—а. На домашнем концерте в Лейпциге 8 июня 1850 года пьесы впервые сыграли А. Грабау и К. Шуман. Первая пьеса (автор написал на ней «Vanitas Vanitatum») «сочинена в умеренно быстром движении. Она пронизана народным юмором («Mit Humor»,— сказано у автора), который проявляется, в частности, в «прихрамывающем» ритме и акцентировании слабой доли такта главной темы. Народность музыки сказывается и в рондообразности формы, и в характере эпизодов. Вторая пьеса — светлая, певучая, лиричная. Средний раздел ее (в одноименном миноре) имеет элегическую окраску. Очень выразительна и непосредственна третья пьеса, характер исполнения которой вытекает из указания Шумана: «Не быстро, играть полным тоном». Полно и ярко звучит эпизод A-dur, где виолончель поет двойными нотами; вокальность «дуэта» не должна нарушаться и при скачках в мелодии, что требует от исполнителя особого искусства. Мужественной и решительной первой теме в следующей пьесе противопоставлена лирическая минорная — она звучит у виолончели. Сложна в аппликатурном отношении кода, где исполнитель вынужден прибегать к «шарниру Давыдова» либо к скачкам по грифу. Виртуозного владения техникой инструмента требует последняя пьеса — энергичная и стремительная. («Сильно и подчеркнуто», — предписывает автор).

Атмосферу праздника создаст приятный бонус — бокал благородного напитка от наших партнеров. Подарите себе и близким великолепный камерны вечер!